Важные нелепицы
Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. К. Чуковский, «Путаница» | |
Сперва, когда читаешь эти строки, кажется, что «все смешалось» в голове у автора: жабы летают, рыбы по полю гуляют, мышки на котов... Путаница та еще, с названием не поспоришь. А кто автор? Ах, Чуковский! Ну, великий писатель прошлого века такое вполне мог себе позволить. Особенно если дело касалось детских произведений.
А вы никогда не задавались вопросом, почему сказочники так любят придумывать всякие небылицы? Казалось бы, что полезного ребенок найдет в произведении, где белые медведи кричат «Кукареку!»? Где тут здравый смысл?
Здравый смысл
Руководствуясь только рациональным подходом к воспитанию ребенка, вероятно, стоит вычеркнуть из детской библиотеки не только «Путаницу» Корнея Чуковского, но и английскую классику — «Сказки матушки Гусыни» или книгу Эрика Карла и Билла Мартина «Мишка, бурый мишка, загляни в окошко!». И это только начало списка «запрещенных книг», которые помешают ребенку ориентироваться в окружающем мире. Но эффективен ли этот метод?
Конечно же, нет. Если вы хотите, чтобы ребенок воспринимал реальность такой, какая она есть, нужно показать ему ее изнанку — те самые «путаницы» и нелепицы. Важно в период с 2-х до 5-и лет развить правильное понимание мира у малыша, а это значит познакомить его не только со вполне разумными и полезными фактами, но и ... с фантастикой.
Тимошка на кошке
Замечали ли вы, что в народных сказках — как в русских, так и в европейских — персонажи редко скачут на коне, чаще же — на самом неподходящем для верховой езды животном: на кошке, курице, волке, свинье. Вот взгляните:
Стучит-гремит по улице.
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
Села баба на баран,
Поскакала по горам...
Доктор едет на свинье,
Десять розог на спине...
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
Села баба на баран,
Поскакала по горам...
Доктор едет на свинье,
Десять розог на спине...
Деревенские дети в возрасте от 2 до 5 лет уже точно усвоили, что обычно ездят на лошади, а не на курице. Почему же тогда в своих потешках они отказываются вводить «правильного» ездока:
Маленьки ребятки,
На маленьких козявках
Поехали кататься.
На маленьких козявках
Поехали кататься.
Чем объяснить такую нелепость? Дело вот в чём. Чем резче отклонения от нормы — те самые нелепицы, — тем живее ощущается детьми сама эта норма. На каких бы «козявках» ни разъезжали герои, ребенка все равно не обманешь, он уже знает, что единственное животное, на котором едут — это лошадь.
У англичан, как у народа-мореплавателя, в фольклоре встречаются стихи о морских путешествиях. Их персонажи часто носятся по морю в самых удивительных «судах»: в лохани, в ковше, в решете.
И в «Сказках матушки Гусыни», и в книжке Эрика Карла про бурого мишку есть множество странных и необычных животных (например, фиолетовые кошки, синие лошади, съедающая все подряд очень голодная гусеница). Несчетное количество подобных диковинных произведений все еще любимы разными поколениями русских, английских, немецких, американских и других детей.
Для чего же нужны нелепицы
Понятно, что для адекватного восприятия игровых стихов-потешек ребенок должен иметь представление об истинном положении вещей: конь — для езды, сельди — в море, корабль — для мореходства, лед на улице бывает зимой и так далее. Ведь нелепицы ощущаются ребенком именно как нечто, чего на самом деле быть не может. Дети ни на минуту не верят в их подлинность. И даже сами любят посмеяться над очередным абсурдом.
Представьте: ваш двухлетний ребенок только что узнал, что кошка говорит: «Мяу». Для нас это уже давно не ценное открытие, но для малыша — это новый факт, который нужно запомнить и применить. Например, продемонстрировать маме. А еще лучше, запутать ее!
И вот однажды ребенок подходит к вам и с озорным и смущенным лицом произносит:
— Киса — «гав»!
Взял и специально сказал, что кошка гавкает! Зачем он это делает? Тут все просто: ребенка дерзость этой фантазии приводит в восторг и безумно веселит. И он приглашает вас также разделить веселье.
— Киса — «гав»!
Взял и специально сказал, что кошка гавкает! Зачем он это делает? Тут все просто: ребенка дерзость этой фантазии приводит в восторг и безумно веселит. И он приглашает вас также разделить веселье.
Вы же пока не поняли его хитрое предложение и учите:
— Нет, киса — «мяу».
— «Гав!» — повторяет ребенок, смеясь.
— «Гав!» — повторяет ребенок, смеясь.
И тут вы понимаете, что ваш малыш делает это в шутку и просто наблюдает за тем, как вы отнесетесь к этой выдумке. Если вы поддержите малыша в игре, сказав, например, что собака - «мяу», то будьте уверены — благодарный искренний смех будет вам наградой.
Используя такого рода перевертыши, ребенок понимает, что менять по своей прихоти мир совсем не страшно, а очень даже весело. Лишь бы рядом с этим неправильным представлением в уме сохранялись верные знания.
В основе игры в перевертыши лежит не только юмор
Именно посредством игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков, необходимых для ориентации в мире.
Намеренно подменяя различные признаки и качества животных или предметов, эта игра только потому и является игрой, что он дополнительно знает и помнит истинные качества используемых предметов.
Ребенок не столько предается иллюзии, сколько разоблачает ее, еще больше утверждаясь в истине. Цель такой игры — использование знаний, проверка себя. Игра в «перевертыши» служит ребенку средством для координации своих представлений.
Важность самооценки
Пользу стихов и рассказов-небылиц невозможно переоценить: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее закрепляет понятие нормы. Задает сам себе задачу — и блестящее выполняет. Прохождение такого «экзамена» значительно поднимает в ребенке самооценку, а также уверенность в себе и в тех представлениях о мире, которые он уже имеет: «Я-то не отправлюсь в плаванье в решете, не обожгусь холодной кашей, не испугаюсь маленькой улитки!»
На ребенка ежедневно обрушивается огромное количество новых знаний, и ему просто необходимо уметь их систематизировать. Поневоле ребенку приходится производить неустанную работу по сортировке всех полученных навыков, и нельзя не поражаться тому необычайному успеху, с которым совершается эта труднейшая работа, а также радости, с которой связана каждая победа.
Именно в проверочном испытании на различение правды и небылицы, истины и лжи и есть настоящее значение детских игр в перевертыши и путаницу. Успешно пройдя очередной "тест" ребенок повышает свою самооценку и твердо закрепляет полученные знания о мире, которые неоднократно будет использовать в будущем.