Памятки по выполнению заданий по русскому языку и литературному чтению


1. Как научиться правильно списывать:
  • Прочитай предложение.
  • Выяви смысл непонятных слов.
  • Найди буквы, написание которых нужно проверить. Вспомни правило, подбери проверочные слова.
  • При записи диктуй себе каждое слово вслух по слогам.
  • Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.

2. Как подготовиться к диктанту по учебнику:
  • Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
  • Найди в каждом предложении слова, написание которых нужно проверить. Подумай, как проверить. ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находится проверяемая буква.
  • Обрати внимание на знаки препинания.

3. Как подготовиться к письму по памяти:
  • Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
  • Обрати внимание на точность употребления слов в тексте.
  • Выучи текст наизусть.
  • Найди слова, написание которых нужно проверить.
  • Закрой учебник и еще раз повтори текст.
  • Напиши текст и проверь запись по учебнику.

4. Как сделать звуко-буквенный разбор слова:
  • Напиши слово, поставь знак ударения.
  • Определи, сколько в слове слогов.
  • Сколько гласных букв и сколько согласных букв?
  • Какой звук обозначают согласные буквы: звонкий или глухой, твердый или мягкий. Парные ли они?
  • Сколько в слове звуков и сколько букв?

ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ:
льдинка – 2 слога, 4 буквы гласных звуков, 2 буквы гласных звуков [л’д’инка];

[л’]
- согласный, звонкий непарный, мягкий парный [л];
- ль
[д’]
- согласный, звонкий парный [т’], мягкий парный [д];
- д
[и]
- гласный, ударный;
- и
[н]
- согласный, звонкий непарный, твердый парный [н’];
- н
[к]
- согласный, глухой парный [г], твердый парный [к’];
- к
[а]
- гласный, безударный.                                                         
- а
6 звуков

7 букв

5. Как разобрать слово по составу:
  • Найди в слове окончание. Для этого замени слово: поездка, поездку, поездкой, а – изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой окончание.
  • Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, поезд, съезд), сравни их и выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком корень.
  • Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: езда, подъезд. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком приставку.
  • Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели значком суффикс.

6. Как разобрать предложение по членам предложения:
  • Определи, о ком или о чем говорится в предложении. Поставь к этому слову уточняющий вопрос: кто? или что? Подчеркни подлежащее одной чертой.
  • Что говорится о подлежащем? Слово, которое отвечает на такой вопрос, – это сказуемое. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
  • Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками.

7. Как составить план текста:
  • Раздели текст на законченные части.
  • Кратко назови основную мысль каждой части текста. Это и будут пункты плана.
  • Запиши план.

8. Как подготовиться к изложению:
  • Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.
  • Найди в тексте опорные слова.
  • Составь план.
  • Найди буквы, которые нужно проверить. Объясни, почему так пишутся слова.
  • Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на точность употребления слов и словосочетаний.