1. Как научиться правильно списывать:
- Прочитай предложение.
- Выяви смысл непонятных слов.
- Найди буквы, написание которых нужно проверить. Вспомни правило, подбери проверочные слова.
- При записи диктуй себе каждое слово вслух по слогам.
- Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.
2. Как подготовиться к диктанту по учебнику:
- Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
- Найди в каждом предложении слова, написание которых нужно проверить. Подумай, как проверить. ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находится проверяемая буква.
- Обрати внимание на знаки препинания.
3. Как подготовиться к письму по памяти:
- Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
- Обрати внимание на точность употребления слов в тексте.
- Выучи текст наизусть.
- Найди слова, написание которых нужно проверить.
- Закрой учебник и еще раз повтори текст.
- Напиши текст и проверь запись по учебнику.
4. Как сделать звуко-буквенный разбор слова:
- Напиши слово, поставь знак ударения.
- Определи, сколько в слове слогов.
- Сколько гласных букв и сколько согласных букв?
- Какой звук обозначают согласные буквы: звонкий или глухой, твердый или мягкий. Парные ли они?
- Сколько в слове звуков и сколько букв?
ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ:
льдинка – 2 слога, 4 буквы гласных звуков, 2 буквы гласных
звуков [л’д’инка];
[л’]
|
- согласный, звонкий непарный, мягкий парный [л];
|
- ль
|
[д’]
|
- согласный, звонкий парный [т’], мягкий парный [д];
|
- д
|
[и]
|
- гласный, ударный;
|
- и
|
[н]
|
- согласный, звонкий непарный, твердый парный [н’];
|
- н
|
[к]
|
- согласный, глухой парный [г], твердый парный [к’];
|
- к
|
[а]
|
- гласный, безударный.
|
- а
|
6 звуков
|
7 букв
|
5. Как разобрать слово по составу:
- Найди в слове окончание. Для этого замени слово: поездка, поездку, поездкой, а – изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой окончание.
- Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, поезд, съезд), сравни их и выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком корень.
- Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: езда, подъезд. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком приставку.
- Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели значком суффикс.
6. Как разобрать предложение по членам предложения:
- Определи, о ком или о чем говорится в предложении. Поставь к этому слову уточняющий вопрос: кто? или что? Подчеркни подлежащее одной чертой.
- Что говорится о подлежащем? Слово, которое отвечает на такой вопрос, – это сказуемое. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
- Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками.
7. Как составить план текста:
- Раздели текст на законченные части.
- Кратко назови основную мысль каждой части текста. Это и будут пункты плана.
- Запиши план.
8. Как подготовиться к изложению:
- Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.
- Найди в тексте опорные слова.
- Составь план.
- Найди буквы, которые нужно проверить. Объясни, почему так пишутся слова.
- Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на точность употребления слов и словосочетаний.