Участие в проектной
деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает
самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой
проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату
выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к
вам за помощью.
ПОМНИТЕ: вы играете роль
источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и
др.
Право свободного выбора
источника информации предоставляется ребёнку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:
Что
такое метод проектов? (очень немного теории)
Каковы
этапы выполнения проекта?
Возможная
роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение
проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы проекта;
- выдвижение первоначальных
идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной
деятельности;
- оценка и самооценка проекта.
- презентация проекта.
Рассмотрим,
какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных
идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
- помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не
выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть
эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше
выбор.
Следующий этап: выбор и
формулировка темы проектной работы.
Возможные действия
родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем
идёт формулировка задачи
проекта. Возможные
действия родителей: может потребоваться помощь
в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и
структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают
спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в
корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом
особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей
требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт
обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с
конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми
возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и
определить срок выполнения каждой.
Затем
исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ.
Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и
помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень
важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение
необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной
литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то
источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют
ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться
в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме
проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью,
беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
При
распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы
тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого
распределения обязанностей, объяснение обязанностей).
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям
может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и
стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и
публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю
проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей
перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его
результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут
скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что
уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким
образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- решают оперативные вопросы;
- помогают в предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы,
отдыха и питания.
Нельзя
не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте
вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для
каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант
индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями
каждого из её участников.
- Работая вместе с детьми над
проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе
к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
- Огромное значение имеет положительное общение
детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей.
Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка
гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В
результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о
друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию
“семья”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий