Одна мама обращалась к ребенку исключительно с инструкциями: «Ешь быстрее!», «Садись в машину!», «Почисти зубы!». И при этом жаловалась на то, что не слышит от сына не то чтобы ласкового слова — элементарных «пожалуйста» или «спасибо» добиться от него невозможно.
Читателям, конечно, видно, в чем тут проблема. Но мама ее упорно не замечала и придумывала способы «научить» и «воспитать».
| |
Что должен ребенок
Это действительно пугающе легко — внушить себе мысль, что ребенок должен по определению выполнять все приказания родителей. Замечали, как к взрослым друзьям, коллегам или родственникам вы обращаетесь любезно: «Будьте добры», «Если можно», «Спасибо большое!»? Но при этом, время от времени мы допускаем в общении с малышами приказной тон.
Проблема же в том, что дети видят ситуацию по-своему. Они не обращают внимания на то, как вы разговариваете со всеми остальными. Но запоминают, что и как вы говорите им. И со временем просто перенимают вашу манеру держаться.
Уважение
Каждый человек вне зависимости от положения, достатка, пола и национальности заслуживает уважительного обращения. Не стоит ругать детей за пренебрежение правилами хорошего тона, если сами не всегда их придерживаетесь.
Если мы не будем демонстрировать со своей стороны воспитанность и такт, нет смысла ждать их в ответ. Это ни в коем случае не подрыв авторитета взрослого — обратиться к малышу с просьбой. Дети очень быстро понимают, что фраза, произнесенная вежливо: «Пожалуйста, почисти зубы», «Помоги мне, будь добра» или «Ты можешь подержать вот это?» — на самом деле может и не оставлять выбора. Вы просто учите ребенка этикету наилучшим возможным способом — на собственном примере.
Радуйтесь друг другу!
Сколько родителей встречают ребенка из школы или с прогулки словами: «Давай, быстрей разувайся!», «Скорее садись за домашнее задание!» или «Ну, где ты так долго был?»
С одной женщиной был в детстве случай. Она пришла домой из школы с огромной шишкой, полученной в спортзале, — тогда еще после подобных травм ученика просто отпускали с урока. Дома же ее мама только что помыла пол. «Погоди, не ходи сюда!» — были слова, которыми встретили расстроенную и испуганную девочку.
Скажите, откуда ребенок должен узнавать, что родители его любят? Ведь любого гостя они приветствуют куда теплее.
Как правило, в рабочие дни все спешат и нервничают. Однако дружелюбное настроение не требует лишних временных затрат. Используйте любой способ смягчить недовольство ребенка, даже когда вы стараетесь завершить дело побыстрее: пытаетесь ли вы расчесать ему волосы или заставляете съесть хоть что-нибудь на завтрак.
Встречайте своих сыновей и дочерей с улыбкой, объятьями и ласковыми словами. Вроде бы это мелочи, но для них они имеют огромное значение. Детям, да, собственно, и нам с вами, необходимо знать, что нас любят и нам рады.
Учимся не только вежливости
Чему еще мы можем научить детей собственным примером? Только ли хорошим манерам? Привычка к порядку, самодисциплина, интересы, любовь к учебе, широта взглядов, способность к самостоятельным суждениям, понимание ценности денег, уверенность в себе — все это те «дары», которые идут в комплекте с родительским воспитанием.
Вспомните, всегда ли вы выполняете данные обещания? А допускаете ли ссоры и разговоры на повышенных тонах? Допустимо ли для вас обмануть (пускай даже из соображений пользы, как кажется сначала) своего сына или дочь? Как часто вы «отмахиваетесь» от настойчивых детских просьб?
Поступая так, вы умаляете значимость ребенка. «Нет, что вы! Он или она — самое дорогое, что только есть на свете!» — скажете вы. Но это необходимо подтверждать действиями и словами изо дня в день. Дети заслуживают не меньшего, а большего внимания и уважения с вашей стороны, чем кто бы то ни был.
Никто и не говорил, что это просто. Заводя детей, мы берем на себя тяжелый труд, который едва ли станет легче со временем. Но не переживайте. Если взглянуть вокруг, то станет понятно, что многие родители справляются с этой задачей как надо. И вам это по силам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий