Существует огромное количество правил хорошего тона, относящихся к самым разным жизненным ситуациям: как правильно одеться в том или ином месте, как вести себя за столом, как принимать подарки и т. д. Прибавьте сюда национальные и конфессиональные различия в поведении людей — и как ребенку освоить такой груз знаний?
Как вообще развить в нем чувство меры, приличие, воспитать его отзывчивым и тактичным? Да и что такое вежливость в наше время?
| |
Леди и джентльмены
Маленький джентльмен, элегантно подающий руку девочке, малышка, присевшая в реверансе — все это картинки из прошлых веков. Такие дети остались лишь на старинных открытках. И до церемоний ли сейчас, когда общение сводится к необходимому минимуму? Может, суть вежливости в современном мире состоит лишь в том, чтобы выучить малыша тому, кто первым должен сесть за стол или войти в лифт?
Конечно, нет. Вежливость — это прежде всего уважение к людям. Результатом воспитания должна стать не муштра, а доброжелательное, искреннее отношение к окружающим. «Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе» — золотое правило. Но как сделать так, чтобы дети руководствовались этой моралью в своих поступках, были тактичными и внимательными к родным и знакомым?
Поможет игра!
Используйте любую ситуацию, в которой можно научить ребенка быть вежливым. Где угодно: на детской площадке, в поликлинике, в ресторане, дома. Вот вы заметили, что какой-то малыш споткнулся и упал. Пускай это чужой ребенок, а вашему крохе еще только два года — не важно. Обязательно скажите вслух, что нужно пожалеть беднягу, подойдите к плачущему, помогите подняться, погладьте по головке, поделитесь игрушками.
Можно не ждать, когда ситуация возникнет в реальной жизни. Создайте и разыграйте ее дома. Поиграйте с ребенком в игрушки. Пускай сегодня у вас будет кукольный банкет или поход в гости, а, возможно, кто-то из игрушечных персонажей потерялся и просит помочь найти дорогу домой.
Многие вопросы — стоит ли хлопать дверью, почему нельзя тянуться через весь стол за пирожным, как стоит поблагодарить за подарок, каким образом поздравить именинника — могут разрешиться в игре.
Не рановато ли?
Малышу еще только год, он едва научился стоять на ножках и пока только овладевает искусством общения. Нам кажется, что невозможно объяснить ему, что топать ногами и кричать, когда чего-то хочется, ползать под столом и дергать за одежду, отнимать «с боем» у друга игрушки плохо и недостойно.
Мы убеждаем себя, что обучение хорошим манерам стоит отложить до тех пор, пока малыш не повзрослеет. Но это не правильно. Чем раньше вы начнете объяснять ребенку, что быть внимательным к другим — это естественно, тем раньше он это поймет. Привычки и нормы поведения, заложенные в раннем возрасте, остаются на всю жизнь.
Все малыши сосредоточены на себе. Но тем не менее они отчетливо видят разницу между хорошим и плохим поведением. Например, они вполне в состоянии понять, что отнимать игрушки и драться — это плохо.
Устанавливаем правила
В ситуации, когда ребенок не знает, что делать, он, скорее всего, начинает вести себя агрессивно. Поэтому, если ваш малыш замахивается на кого-то из детей, отведите его в сторонку и объясните, что если он хочет что-то получить, нужно попросить словами.
Такие непростые ситуации стоит «отрепетировать» дома. Например, чтобы ребенку было приятно делиться, потренируйтесь, играя по очереди. Установите правила, по которым вы обмениваетесь игрушками. Вежливо попросите у ребенка «свою» игрушку обратно. Затем малыш так же вежливо должен будет попросить ее у вас.
Если неприятная ситуация уже произошла, предложите извиниться перед обиженным. Бывает, что, несмотря ни на какие уговоры, ребенок молчит и не хочет произносить нужные слова. В таком случае вам придется сделать это за него, и в следующий раз, возможно, малыш сделает это самостоятельно.
Показываем своим примером
«Примерный» — это тот, с кого можно брать пример. Ребенок не станет таким, если у него перед глазами нет достойного образца для подражания. Когда малыш видит, что родители вежливые только по особым случаям, скажем, в гостях, а дома могут позволить себе и покричать, он вряд ли поймет, зачем нужно быть ласковым и приветливым в повседневной жизни, наедине с близкими. Хорошие манеры нужны нам не только по особым случаям, чтобы впечатлить окружающих. Ребенок усвоит тот стиль поведения, к которому прибегают чаще.
Большое значение имеет то, как мы общаемся с ребенком. Всегда ли благодарим, желаем ли «спокойной ночи», целуем ли на прощание, не перебиваем ли его во время рассказа, возмущаясь при этом, когда малыш влезает в наши «взрослые» разговоры?
Конечно, трудно быть безупречным примером для подражания. Мы устаем, теряем контроль над собой, сердимся, обижаемся. Если это произошло в присутствии ребенка, то не нужно делать вид, что ничего не произошло. Лучше признайте свою неправоту. Например, вы просите ребенка передать вам хлеб, а он делает вам замечание, что вы забыли произнести «пожалуйста». Согласитесь: «Да, точно. Я должна была попросить вежливо. Спасибо, что заметил».
Разозлившись на продавца в магазине или водителя, неудачно «подрезавшего» на дороге, в горячем споре с супругом, вы пробормотали: «Блин! Ну идиот!» и заметили, как ваш ребенок смотрит на вас. Он изучает границы позволительного тона. Обязательно признайте, что вы не правы: обзываться нехорошо, а слово «блин» вообще лучше исключить из своего лексикона.
Поясните ребенку, что, даже если кто-то вывел вас из себя, всегда лучше сдержаться, чем пускаться в словесную перепалку. Таким образом, малыш увидит, что можно с честью выйти из ситуации, даже если ошибся ты.
Меняем форму обращения
Порой достаточно поменять форму подачи с негативной на позитивную, чтобы скорее добиться результата и сформировать правильную модель поведения ребенка.
Например, вместо того, чтобы указывать на то, как делать нельзя, расскажите, что нужно сделать. Например, вместо гневного «Не кричи!» лучше объясните: «Говори потише, пожалуйста, папа отдыхает».
Призывайте малыша соблюдать правила хорошего тона, рассказывайте, почему так или иначе поступать не стоит: «Обзываться плохо, потому что это обижает человека», «Сидеть вытянув ноги некрасиво, потому что другие могут о них споткнуться», «Ковырять в носу в присутствии других не стоит, потому что окружающим неприятно это видеть».
В качестве заключения
Помните, что переучить всегда сложнее, чем научить. Лучше сразу обозначить нормы поведения, которые, на ваш взгляд, должны сопровождать взросление вашего малыша. Обычно достаточно несколько раз повторить правило и довести его до исполнения, чтобы ребенок его окончательно усвоил.
Спокойно и уверенно вводите новые дозволительные нормы поведения, доступные ребенку по возрасту. Не сомневайтесь, ваш малыш запомнит все, чему вы его научите.
Комментариев нет:
Отправить комментарий