7 июня 2014 г.

Не меняйте точку зрения: меняйте отношение!

Пока ваш ребенок еще совсем маленький, вы, покачивая коляску, слушаете разговоры других мам «со стажем». О том, как Коля не чистит зубы, Марина не складывает свои игрушки по местам, а Виталику приходится каждый раз напоминать, чтобы он спускал за собой воду в туалете. Вы думаете: «Господи, ну и зануды! Бедные их дети».
Но проходит время, и вы сами сталкиваетесь с подобными проблемами. Пытаетесь заставить ребенка сделать то, что считаете важным. А он, как назло, видит в ваших просьбах лишь коварный умысел, бессмысленные требования, и переубедить его очень нелегко.

«Как же с ним справиться?» — задаетесь вы вопросом — и не только вы. С подобными проблемами рано или поздно сталкиваются все родители. Мы расскажем вам три истории. В каждой из них родители сумели справиться со сложной ситуацией и выйти из нее победителями.

Первая история: «Гибкий график»

Ольга — мама троих детей. Она сумела выработать свою тактику, которой невозможно сопротивляться. Даже когда ей приходится напоминать детям о том или ином занятии, она делает это легко и ненавязчиво:
— Маш, я не слышу звука воды! Помой руки.
— Коль, почисти зубы перед сном, хорошо?
— Дети, мне нужна ваша помощь!
Ольга использует лишь простые предложения. Без упрека, без подтекста. Только призыв к действию. По ее интонации понятно, что когда она просит о помощи, то рассчитывает ее получить.

Кроме того, она отлично справляется с ситуацией, когда выполненная работа не соответствует ее ожиданиям. Ольга никогда не ругает детей. Она дает положительную оценку всему сделанному и только потом указывает, что нужно еще доделать. Например: «Коль, ты хорошо потрудился, чтобы убрать все игрушки по местам. Но вот тут под кроватью еще остались кубики».
Ольга рассказывает, что от превращения в «маму-цербера» ее также спасает гибкий график. На кухне у нее есть специальная доска, на которой она отмечает, кто, что и когда сделал. Теперь в ее доме не возникает споров на тему того, кто должен сегодня гулять с собакой, собирать белье в стирку, мыть посуду, убирать игрушки и так далее. Она просто говорит: «Посмотрите расписание на сегодня».
В семье Ольги царит взаимопонимание и спокойствие, а дети готовы прийти друг другу на помощь.

История вторая: «Шутим!»

Подход, описанный в предыдущей истории, не единственный способ, стимулирующий сотрудничество. Представьте: ситуацию, которая вот-вот грозит перерасти в конфликт, можно обернуть в шутку. Игривость вместо полемики? Юмор вместо назиданий и оскорблений?
Возможно, вам кажется это странным и невозможным. Но не для мамы Ларисы. В ее семье игра — это абсолютная необходимость. Только веселое расположение духа помогает ей справляться со своими эмоциями. Властная по натуре женщина использует командный тон в позитивном ключе.
Когда ей удалось найти способ привлечь детей к сотрудничеству, это пошло на пользу всем. Лариса стала спокойнее, а дети не возражали и не капризничали. Даже наоборот, им ужасно нравится, то, как мама с ними общается.

Приведем пример. Как-то утром Маша (9 лет) и Саша (7 лет) собрались во двор. На улице шел дождь, а они надели босоножки и легкие футболки. Назревал скандал.
— Дети, на улице дождь.
— Да нет, совсем чуть-чуть.
— Наденьте плащи!
— Да мы не замерзнем!
— Вы промокнете, будут сопли!
— Не будут!
Спор мог бы продолжаться до бесконечности, однако Лариса взяла себя в руки. Она вздохнула и голосом Дональда Дака, которого так любили дети, спросила:
— Как это? Ни плащей, ни сапог? Я очень, очень удивлен! Я думал, что все приличные утки надевают плащи и резиновые сапоги, когда идет дождь!
Дети расхохотались и полезли в шкаф доставать теплые вещи, переговариваясь друг с другом по-утиному.

В другой раз Саша собрался на прогулку, не убравшись в своей комнате. Мама поймала его у дверей. Самым суровым гангстерским колосом она произнесла, подкрепляя свои слова жестами:
— Стоять, малявка! Я только что была в твоей комнате, что там творится! Форменный кошмар! Никто не покинет город, пока все не будет убрано. Все ясно? И лучше бы вам, сэр, убраться поскорее, пока об этом не узнал большой босс. Ему это не понравится, ясно?
Некоторым родителям действительно удается избежать конфликтов с помощью чувства юмора и дружеской игры. Это огромное достижение для всей семьи!
Хорошее расположение духа помогает добиться не только «сотрудничества» и поддержки. Когда отношения легкие, происходят самые замечательные вещи. И дети, и взрослые теперь более внимательны друг к другу, отзывчивы и даже более изобретательны. То, что раньше казалось невероятным, стало возможным. Любовь наполнила весь дом.

История третья: «Ластик»

Вероника — мама дочери-подростка. Когда организм твоего ребенка штурмуют гормоны, порой очень непросто достигнуть согласия.
Представьте, утро, спальня Лиды.
Лида: Мам, что мне сегодня надеть?
Мама: Надень одну из тех новых юбочек, что мы купили для школы.
Лида: Они мне не нравятся.
Мама: Ну ты же их сама выбирала. Надень эту, в складку, ты в ней как настоящая английская школьница.
Лида: Я не хочу быть как английская школьница. Я хочу надеть брюки.
Мама: Ну ты вечно ходишь в этих брюках! Не хочешь в складку, надень ту, что с бантиком.
Лида: Она колется!
Мама: Надень колготки.
Лида (со слезами): Я ненавижу колготки!
В этот момент Вероника посмотрела на ситуацию со стороны. Такое уже случалось не раз: спор перерастал в конфликт и истерику. После чего и она, и Лида чувствовали лишь злость и обиду по отношению друг к другу.

Мама поняла, что навязывает дочери свой вкус и не позволяет самостоятельно принять простое решение: в чем пойти в школу. Как же с этим справиться?
Мама: Лид, слушай, давай все «сотрем».
Лида: Что?
Мама: Ну, все, что сейчас произошло. Мы все «сотрем» и начнем сначала. Представь, как будто я только что вошла в твою комнату.
Вероника вышла, закрыла за собой дверь, подождала одну минуту и постучалась.
Лида (неохотно): Да…
Мама: Доброе утро! По-моему, кто-то спрашивал меня, что надеть?
Лида: Угу…
Мама: Прежде чем решить, что надеть, человек должен спросить себя, что он чувствует и чего хочет. «Хочется ли мне снова пойти в школу в старых брюках или лучше в новой юбочке? Хочется ли мне выбрать желтый свитер или лучше голубой, который мы недавно купили?»
Лида (подумав): Мне хочется… надеть голубой свитер и брюки.
Мама: Вот это ответ взрослой девочки, которая по-настоящему разбирается в своих желаниях!
Лида (с улыбкой): Голубой — мой любимый цвет! А завтра я надену юбку.

Подытожим

Что же хорошего в этих историях? Наверное, то, что родители смогли преодолеть сложные моменты с помощью юмора и воображения. Представьте, насколько хороша теперь их жизнь!
Конечно, порой никакие уловки не помогут справиться с проблемой, сколь бы опытными и чуткими ни были родители. Но таких случаев гораздо меньше. Чаще мы можем взять под контроль свои эмоции и повернуть ситуацию в другом направлении.

Мы ценим людей, которые обладают талантом менять атмосферу и настроение к лучшему. Взрослые давно утратили ту спонтанность, которая присуща детям. Ребенок может сейчас плакать и через секунду заливаться звонким смехом. Естественно, что ему еще незнакомы и непонятны наши запросы, принципы и убеждения.
Вспомните, как барон Мюнхагузен находил выход даже из самой непростой ситуации. Так и родителям приходится решать по сто задач на выносливость, смекалку и сообразительность в день.

Комментариев нет: