31 мая 2014 г.

История про стакан вишневого сока

- Заплети мне косичку. И чтобы на этот раз так, как я хочу!
Я совершенно неожиданно поняла, что моя маленькая Симочка, моя принцесса, на самом деле — испорченная девица. У меня словно открылись глаза. Как она себя ведет! Она же всегда получает то, что хочет. Постоянно командует всеми. Если приказ не приносит результатов, она переходит к истерикам и слезам.

Этот семилетний ребенок получает все от всех — от братьев, от отца, бабушки и дедушки, друзей, но ничего при этом не дает взамен. В лучшем случае можно рассчитывать на улыбку.
Кого я могла винить? Симу? Это не ее вина. Я превратила ее в принцессу. Потакала во всем, требовала того же от членов семьи. Как же вернуть все назад и помочь ей стать нормальным ребенком? В конце дня я придумала план из двух пунктов.

Выход есть!

Моя новая стратегия поведения состояла всего из пары установок, которым я была намерена следовать:
1. Я больше не позволю манипулировать собой.
2. Я найду способ предложить Симе другую «роль». Она станет не «принцессой», а «настоящим человеком».
Когда я начала воплощать свою программу в жизнь, то очень надеялась, что находилась на правильном пути.
Но время шло, а никакого отклика я не получала. Мое основное желание было уловить мельчайший признак щедрости или хотя бы внимания к другим людям со стороны дочери. Если бы она хоть раз показала, что думает о ком-то кроме себя… этот момент я бы не упустила. Но все шло своим чередом, а момент никак не наступал.

Тогда произошло вот что. Как-то раз, вернувшись домой после школы, Сима съела всю упаковку кексов, которые я поставила на стол. «Как это типично. Ей и в голову не пришло оставить что-то братьям», — подумала я и достала новую упаковку с выпечкой. А когда дочь снова потянулась за кексом, я сказала: «Как заботливо с твоей стороны, Сим!»
Дочка непонимающе уставилась на меня. Но я продолжила как ни в чем не бывало: «Миша и Костя будут очень рады, что ты оставила им немного». Сима разинула рот, не произнесла ни слова, но кексы оставила.

Лучший способ

Похоже, что такой прием работает, но сколько раз мне придется «фокусничать», прежде чем моя дочь поймет, что щедрой и внимательной быть хорошо? Наверняка же есть лучший способ. И тогда в голову мне пришло вот что. Чтобы научить Симу быть более отзывчивой, я сама стану такой. То есть я буду делать для нее нечто такое, чего не делала раньше.
Дети никогда не задумываются о чистом белье, еде или починке игрушек. Им кажется, что это все делается само собой. Это не то, чем я могу ее удивить. Поэтому вечером, когда моя дочь делала уроки, я принесла ей стакан вишневого сока.

– Это что? – спросила она.
– Сок.
– Зачем?
– Я подумала, что тебе захочется передохнуть. - ответила я.
В тот же вечер Сима дала мне надежду. Я отдыхала на диване, как вдруг услышала, что она кричит на братьев: «Эй, вы, сейчас же замолчите! Вы что, не видите — мама отдыхает!»
Ее крик в этот раз меня ничуть не расстроил. Напротив. Когда муж пришел с работы, я громко, чтобы дочь услышала, рассказала историю про то, как задремала, а мальчики шумели, но Сима пришла мне на помощь и утихомирила братишек, чтобы я могла спокойно отдохнуть.
Так же громко муж заметил: «Очень заботливо с ее стороны».
Весь следующий день Сима вела себя просто идеально.

Не все сразу

Но не могу сказать, что вся наша жизнь изменилась как по волшебству. Вовсе нет. Я по прежнему замечала, что, не получив желаемого, дочь не стеснялась в выражениях.
Я могла услышать в свой адрес что угодно — от «глупая» и «злая» до «ты плохая мать!». Но знаете что, я не отчаивалась. Я решила перестать тратить силы на переживания и попытки защититься. Моя задача была помочь Симе измениться. Ей нужно было научиться разговаривать с людьми уважительно. Она так привыкла требовать, что не умела говорить иначе. Я должна была показать ей, что есть и другие возможности.
Когда она кричала: «Ма, дай полотенце!», я кричала в ответ: «Я хотела бы услышать: “Ма, пожалуйста, дай полотенце”». Когда она в очередной раз назвала меня «занудой», я очень спокойно ответила: «Я не потерплю такого тона! Если ты раздражена, то можешь сказать: “Мама, не расстраивай меня”». Я показала, что понимаю угнетавшее ее чувство и что проблемы можно разрешить и другим способом.

Даже если я была не в самом щедром расположении духа, все же старалась не прибегать к взаимным оскорблениям. И даже на обидное: «мам, ты злая!». А «злая» я была потому, что отказалась поехать за конфетами на другой конец города после утомительного похода по магазинам. Я ответила: «Леди, я тебе хочу кое-что сказать. Когда ты называешь маму злой, то ей очень хочется стать по-настоящему злой!» Я сказала это так яростно, что любой ребенок бы испугался. Но не Сима. Она удивленно хлопала глазами. Я продолжила: «Сейчас мне хотелось бы услышать от тебя слова благодарности за то, что я была с тобой в трех разных магазинах и купила все, что было нужно».
Умение справляться со сложными жизненными ситуациями, не поступаясь своими принципами, приносит глубокое удовлетворение. Ни один ребенок не сможет сопротивляться такому подходу. Сочетание силы и человечности — очень мощное средство.

Что же случилось дальше?

В тот день к нам приехал в гости мой отец. Он привез подарок для Симы. Когда дочь открыла коробку, то обвиняющим тоном произнесла: «Это маленькая кукла, я хотела большую!» Отец побледнел. «Дорогая, — сказал он, — неужели ты думаешь, что дедушка не старался? Я искал повсюду и даже сделал специальный заказ, но это самая большая кукла, которую я смог найти».
Сима отбросила коробку в сторону: «Это не та, я хочу большую».
Раньше я бы сказала: «Пап, не расстраивайся, она не понимает, она еще маленькая». Я всегда была рядом, чтобы извиниться за безобразное поведение дочери. Но на этот раз я поднялась, взяла Симу за руку и сказала: «Извини нас, дедушка».

После чего я отвела дочь в ванную комнату, закрыла дверь и очень медленно сказала:
— Сима, когда кто-то старается, покупает тебе подарок, то этот подарок нужно принять с благодарностью.
— Но он принес не ту куклу! — заныла дочь.
— Я знаю, — сказала я, — ты ждала одно, а получила другое. Так бывает.
Зареванная Сима грустно кивнула.
— В таком случае, — продолжила я, — нужно поблагодарить, подождать, пока человек уйдет домой. А потом ты можешь поделиться с кем-то близким, что подарок тебя разочаровал… И знаешь, почему так?
Сима помолчала, а потом ответила:
— Чтобы не обидеть того, кто сделал подарок?
— Именно, — кивнула я.
— Как ты думаешь, дедушка расстроился? — робко спросила дочь.
— А как ты думаешь?
— Не знаю.
— Я думаю, что да.
— Что же делать?
— Ты что-нибудь придумаешь, я знаю.

Я вернулась к отцу в комнату. Сима не появлялась несколько минут. А потом зашла к нам со стаканом вишневого сока в руках. Она протянула стакан деду. Он вернул его ей со словами: «Нет, дорогая, спасибо, выпей сама».
Тут я чуть было не взорвалась! Моя дочь впервые в жизни повела себя как настоящий человек, а мой собственный отец снова сделал из нее принцессу.
Я со страхом ждала, что Сима будет делать. Сначала она смутилась, а потом повторно протянула стакан дедушке:
— Нет, дедуль, я приготовила этот сок специально для тебя. Думаю, тебе он понравится.

Я ликовала! Она все же сделала это! Она обязательно станет «настоящим человеком».
Я не обманываюсь, знаю, что это только начало. Я целых семь лет делала из дочери принцессу, и на то, чтобы превратить ее обратно в человека, потребуется еще столько же. Но теперь я не собираюсь останавливаться.
Знаете, на моем подоконнике стоит цветок. Я не понимала, почему он настолько несимметричен. И только потом догадалась, что одна сторона растения недополучает солнечного света. Я стала поворачивать горшок с цветком, и постепенно растение стало симметричным и пушистым.

Комментариев нет: