Всякий, кому приходилось воспитывать детей обоих полов, скажет вам, что разница между мальчиком и девочкой заметна с первых же дней, и с этим ничего не поделаешь. Мальчики, сидя в колясках, провожают восхищенными взглядами проезжающие автомобили, а девочки начинают увереннее держать голову, хлопать ресничками и кокетливо улыбаться при виде приятного мужского лица.
В чем же причины столь раннего самоопределения в поведении и зависит ли оно только от выбора родителями той или иной модели воспитания?
| |
Особенности развития
Конечно, характер и стиль общения родителей в семье влияют на самоидентификацию с полом у ребенка. Как правило, в воспитании мальчика ориентируются в большей степени на его физическое развитие, воспитание выносливости, самостоятельности. А с девочками обращаются более ласково и деликатно, уделяя особое внимание внешности и нарядам.
Однако исследования подтверждают, что процесс формирования личности идет на более глубинном уровне. Уже во время внутриутробного развития некоторые области мозга у одних более развиты, чем у других. Это значит, что мальчики и девочки рождаются с определенными тенденциями развития.
По мере того как дети растут, их врожденные задатки влияют на предпочтения в выборе занятий и на успешность в тех или иных областях. А это, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие.
Нет и не должно быть шаблона поведения. Сегодня девочка предпочитает играть с куклами, а завтра она может выбрать конструктор или машинки. Мальчик вместо «войнушки» может с удовольствием катать коляску с куклой, но через полгода, возможно, он с еще большим энтузиазмом будет ездить на велосипеде и научится менять на нем цепь.
Развитие речи
Мальчики и девочки отличаются друг от друга не только по внешним половым признакам и особенностям поведения. Даже строение головного мозга у детей разных полов имеет свои особенности. Пучок нервных волокон между правым и левым полушарием мозга у мальчиков поначалу немного тоньше, чем у девочек. Именно поэтому девочки в детском саду читают стихотворения и разучивают песенки гораздо быстрее. Но это не значит, что так будет всегда: большинство гениальных писателей и поэтов, как мы знаем, были мужчинами.
Ослабленное здоровье мамочки в период беременности, детские болезни в раннем возрасте, травмы, наследственность и другие факторы приводят к задержке речевого развития у мальчиков чаще, чем у девочек. Среди заикающихся детей представителей сильного пола вдвое больше. А среди испытывающих трудности при произнесении тех или иных звуков — втрое.
Но мамам мальчиков не стоит пугаться, надо просто внимательно следить за развитием речи своих сыновей, активно помогать им в этом и в случае возникающих проблем обращаться к логопеду. Многие проблемы речевого развития устранимы, главное вовремя их заметить.
Сильная сторона мальчиков
У новорожденных мальчиков сильнее развита область мозга, ответственная за пространственное восприятие. Это подтверждается тем, что они лучше представляют себе предметы в трехмерном пространстве. Британскими учеными в 60-е годы прошлого века было проведено интересное исследование, в котором участвовали мальчики и девочки 2-х лет. По его результатам 21% мальчиков справился с постройкой моста из кубиков, в то время как аналогичную задачу решило только 8% девочек.
Мальчики обычно начинают раньше девочек, например, ползать, вставать, ходить. А так же превосходят их в физическом развитии и ловкости: лучше бегают и прыгают. Любая двухлетняя девочка уступит мальчику того же возраста в акробатических трюках.
Однако области мозга, ответственные за мелкую моторику, у мальчиков развиваются медленнее. И там, где требуется работа пальцев — держать карандаш или кисточку, нанизывать бусины, застегнуть «молнию» или завязать шнурки — уверенно лидируют девочки.
Чувства и эмоции
Мальчики отличаются даже в проявлении эмоций. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и больше проявляют беспокойство.
К двум годам мальчики в привычной для них обстановке заметно более активны. Они бегают, прыгают, их трудно усадить заниматься чем-то спокойным. Тема соперничества и борьбы за власть для мальчиков весьма значима, недаром они так любят супергероев.
Часто папы, стараясь воспитать «настоящего мужчину», пресекают любые проявления нежности в отношении сыновей, поощряя и развивая только физические способности. А между тем мальчики нуждаются в ласке и нежных словах. Их тоже нужно обнимать, целовать, брать на руки. Когда мальчик еще совсем мал, он в любой момент может приласкаться к маме. Но когда он становится старше и видит, что родителей такое поведение смущает, он перестает прибегать к ним.
В результате у многих мальчиков возникают сложности с выражением и осознанием своих чувств. А их стремление к физическому контакту нередко начинает проявлять себя через агрессивное поведение. Способность к эмоциональному отклику, возможность ориентироваться в собственных чувствах и понимать окружающих не может приписываться только женскому полу. Отсутствие такой важной составляющей обедняет и усложняет жизнь мальчика, а затем подростка и мужчины.
Осторожно! Опасно!
У девочек врожденно более развита область мозга, отвечающая за оценку и интерпретацию событий и связанные с ними чувства, такие, как, например, грусть, сочувствие. Девочки более внимательны к происходящему вокруг, поэтому им лучше удается предвидеть последствия действий. А еще они осмотрительней и осторожней мальчиков.
Вдохновленные опасностью и риском, мальчишки чаще всего переоценивают свои физические возможности. Вот почему они считают, что прокатиться на скейтборде по металлическим перилам — это здорово, а большинство юных леди сочтут это безумной затеей.
Стоит отметить, что между мальчиками и девочками есть разница и в восприятии информации. Девочки — опять же — легче принимают наставления окружающих, выраженные словесно. Именно поэтому у родителей складывается впечатление, что с девочками легче договориться. Мальчики же, в основном, черпают информацию из поведения взрослых и часто его копируют. Им недостаточно сказать, нужно убедительно показать, как стоит себя вести, и соблюдать эти правила самим.
Подводя итог
Родители в воспитании малыша придерживаются личных и наиболее распространенных в обществе норм поведения и представлений о разнице полов. Каковы бы ни были генетические предпосылки к развитию тех или иных качеств у ребенка, родители могут как помочь развить их, так и наоборот — только помешать.
Девочка отступает от решения сложной задачи? Ее не станут настойчиво уговаривать, как стали бы делать это с мальчиком, особенно, если это касается физических усилий. В результате малышка так и не выучится тому, что вполне была бы способна освоить.
Однако помните, что советы в области развития полов относятся все же к «среднестатистическим» мальчикам и девочкам. Если это не учитывать, то можно начать мыслить шаблонно: «Мальчикам нужно развивать вот это, а девочкам — вот это», забывая, что дети все рождаются, конечно же, разными.
Прислушивайтесь к себе и к своему ребенку, руководствуйтесь своими чувствами и наблюдениями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий